Лекарственный гепатит: причины и последствия

Лекарственный гепатит: причины и последствия

Поделиться:

здоровье, советы врача, гепатит
Поделиться в WhatsApp

Лекарственный гепатит: причины и последствия

Чтобы понять, как возникает лекарственный гепатит, нужно иметь представление о работе печени. Лекарственные препараты, которые мы принимаем или вводим в организм, как и прочие вещества, с кровотоком поступают в печень. Ферментативная система клеток печени — гепатоцитов — разрушает эти лекарства до метаболитов (промежуточных веществ), которые иногда бывают токсичнее самих препаратов. В дальнейшем метаболиты распадаются до безвредных простых веществ и выводятся из организма. Таким образом, печень реализует свою функцию очистки крови от отравляющих и ненужных организму соединений.

Что такое лекарственный гепатит?

Некоторые препараты и сами по себе обладают токсичностью, но продукты их разрушения безопасны и без проблем выводятся с мочой или калом. Если же метаболиты токсичны, от этого страдают гепатоциты. Если принимать такие препараты в больших дозах или длительное время, раз за разом, ферментативная система клеток печени истощается, начинается воспаление, и часть гепатоцитов могут погибнуть. Так развивается лекарственный гепатит. Согласно статистике, лекарственный гепатит возникает в 1—28% случаев медикаментозной терапии. По неизвестным причинам чаще страдают от него женщины.

В зависимости от токсичности лекарств и длительности воздействия, лекарственный гепатит может довольно быстро приводить к циррозу печени, а в тяжелых случаях — к печеночной недостаточности. Токсичность для печени также возрастает при приеме сразу нескольких препаратов. Так, если пить одновременно шесть препаратов, вероятность развития лекарственного гепатита составляет 80%. В некоторых случаях он развивается лишь после многолетнего приема гепатотоксичного лекарственного средства, в других — для развития лекарственного гепатита достаточно нескольких дней.

Причины: антибиотики и другие

Лекарственный гепатит: причины и последствия

Повреждение печени вызывают далеко не все лекарства, но список их не так уж мал — в нем более тысячи наименований. Мы, конечно, не станем перечислять их все, но назовем лишь некоторые группы. В частности, к опасным относятся препараты против туберкулеза, некоторые антибиотики, сульфанидамиды, противовоспалительные и гормональные препараты, препараты, назначаемые для лечения грибковых инфекций, и противосудорожные препараты. Токсическое действие могут оказывать диуретики, средства против эпилепсии и аритмии, препараты для лечения язвы желудка и сахарного диабета, а также цитостатики.

Повреждающий потенциал лекарств на печень усиливается на фоне уже имеющихся заболеваний печени, таких как хронические гепатиты, цирроз, при одновременном приеме алкоголя, воздействии на организм химических веществ, беременности, у новорожденных, у пожилых людей, при почечной и сердечной недостаточности, нехватке в рационе белка, системных заболеваниях, стрессе, повышенной восприимчивости к какому-то конкретному препарату, наследственной предрасположенности.

Признаки гепатита: тошнота и гепатомегалия

Как и многие воспалительные заболевания, лекарственный гепатит имеет острый и хронический варианты течения. По характеру повреждения выделяют формы с холестазом (застоем желчи), цитолитические формы (когда происходит гибель гепатоцитов) и смешанные. Особенно опасна форма, при которой быстро погибает множество гепатоцитов. При этом рано развиваются цирроз и печеночная недостаточность. Хронический лекарственный гепатит может наблюдаться у людей, вынужденных годами принимать медикаменты, оказывающие токсическое действие на печень, например, при лечении туберкулеза.

Признаки гепатита, вызванного лекарственными средствами, похожи на признаки гепатитов другого происхождения. Пропадает аппетит, возникают тошнота и рвота, понос или запор, отрыжка горечью и горький вкус во рту, происходит похудание. Могут быть неприятные ощущения, тяжесть, тупые боли в правой верхней части живота. При осмотре выявляется увеличение и болезненность печени — характерные признаки гепатита. Лекарственный гепатит может сопровождаться зудом и желтухой, подъемом температуры, моча может стать темной, а кал, наоборот, светлым. Иногда явных симптомов не бывает, и на лекарственный гепатит указывают только изменения в биохимическом анализе крови.

Диагностика: биохимия крови

Лекарственный гепатит: причины и последствия

Читай продолжение на следующей странице